САН-ФРАНЦИСКО: 6 сентября 2008 г.
Высокопреосвященнейший Митрополит Иларион возглавил чин наречения архимандрита Феодосия (Иващенко) во епископа Сеаттлийского
Сегодня в Радосте-Скорбященском кафедральном соборе Высокопреосвященнейший Митрополит Иларион совершил чин наречения архимандрита Феодосия (Иващенко) во епископа Сеаттлийского в сослужении архиепископов Берлинского и Германского Марка и Сан-Францисского и Западно-Американского Кирилла, епископов Монреальского и Канадского Гавриила, Женевского и Западно-Европейского Михаила, Кливлендского Петра и Каракасского Иоанна.
В конце чина наречения архимандрит Феодосий произнес следующую речь:
«Ваше Высокопреосвященство, Владыко Митрополит Иларион, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные отцы!
Угодно Господу было, через вас, истинные служители церкви Христовой, возвестить мне грешному Свою волю.Что могут ответствовать уста мои и возможно ли вообще человеческому несовершенству в полноте осознать Божие домостроительство!
После решения Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви об избрании моей кандидатуры на епископское служение, первыми мне вспомнились слова святого праведного Иова Многострадального: «то, чего я боялся, то и пришло ко мне» (Иов.3.25).
Не имеющий чем похвалиться, как только немощами своими, как буду нести то послушание, которое ныне от вас приемлю? В великом трепете находится душа моя в сей час. Состояние сие подобно тому, какое испытывал я 20 лет тому назад при принятии монашеского пострига в колыбели православия, Дальних Пещерах Киево-Печерской Лавры. Многому я научился находясь в стенах этой древней обители Святой Руси, одном из уделов Божией Матери. Священнослужители и старцы Лавры, пережившие гонения и закрытие обители, служили живой летописью монастыря. Их рассказы утверждали в вере, а язвы свидетельствовали об их подвигах и недавних временах гонений.
Благодарен я и Киевской духовной семинарии, открывшейся в то время на территории монастыря, где усилиями преподавателей семя Божественной истины сеялось в наши души.
Желал я послужить Господу в том месте, где призвал Он меня. Но одним представляется нам наше намерение, а иным образом складывается жизнь. Верно заметил один из блаженных святителей нашей церкви, подвизавшийся в прошлом столетии, епископ Варнава Беляев: «Человек выбирает путь, а Господь направляет шествие».
Так что если и виделся мне путь служения Господу, то представлялся он мне таковым, каковым описывает его преп.Иоанн Лествичник : «Епископства я желаю над своим сердцем» (Cл. 28.51).
Но видимо угодно Господу через вас, Богомудрые Святители, определить меня на иное великое служение Ему.
Не дерзал бы я принять сие послушание, если бы не чувствовал, что не моя воля ныне совершается, а то, что Господом предуготовляется.
Вспоминаю слова из последования монашеского пострига, произнесенные наместником Лавры: «Подобает убо тебе наченшу путь, ведущий в Царство Небесное, не возвратитися вспять, не будеши бо управлен в царство Небесное, да не предпочтеши убо чесо паче Бога» ( Последование малаго образа).
Надеюсь только на силу Божию, которая в немощех совершается.
В примерах из жизни святителей Церкви нашей ищу себе укрепление.
Святитель Иоанн Златоуст, считая себя недостойным, пытался избежать епископской хиротонии, впоследствии же, приняв ее как волю Божию, руководящую всем во спасение, стал Архиепископом Константинопольским.
В свое время, будущий Святитель Николай Мир-Ликийский, подвизавшийся на Святой Земле, живший в пещере недалеко от города Вифлеема и желавший всю свою жизнь тамо провести, услышал голос Божий: «Николай, иди служить народу, если хочешь быть увенчанным от Меня. Это не та нива, на которой ты имеешь принести ожидаемый Мною плод, но обратись к людям, да прославится в тебе имя Мое» (Житие Свят. Николая).
Диакон Григорий, скрывавшийся от епископской хиротонии, был найден епископами и акрагантийскими клириками в монастыре святого Меркурия и затем поставлен во епископы города Акраганта.
В них, как и во многих других святителях нашей Церкви, особенно проявляется подлинное монашество из которого происходит истинное епископство, являющееся добрым образом созерцательного и деятельного служения на ниве Господней.
Взирая на сих великанов духа и не имея в собственной жизни ничего им подобного, уповаю на помощь Божию. Прошу Господа дать мне подвигом добрым подвизаться и исполнить все то, что требует святительское служение, о котором в Евангелии сказано так:
«Внимай себе и своему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деяние 20,28).
Словами Святого Праведного Иоанна Кронштадского, 100-летие кончины которого мы будем отмечать в этом году, дерзну обратиться ко Господу:
«Плени меня, Владыко, в сладкий плен Духа Твоего Святаго, да, яко потоки югом (Пс.125,4) потекут слова мои в Славу Твою и во спасение людей Твоих. Даруй мне это сладкое и могущественное внутреннее побуждение излагать свободно на хартии полноту духовных видений и чувств. Да будет язык мой тростию книжника скорописца (Пс.44.2) - Духа Всесвятаго».
С Апостолом Павлом возблагодарить желаю Господа за Его великую милость:
«Благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание о Себе распространяет нами во всяком месте» ( 2 Кор. 2,14).
В молитве своей, обращенной к Покровительнице рода христианского пред Пречистыми Ее образами: Всех Скорбящих Радосте – в праздник которой удостоил меня Господь принять святое крещение, Курско-Коренной, путеводительнице Русского Зарубежья, Иверской Мироточивой – эсхатологическое значение которой неразрывно связано с монашеством, прошу заступничества у Пресвятой Девы Марии.
Сердечным воздыханием святаго праведного Иоанна Кронштадского обращаюсь к Славней и Пренепорочной Приснодеве: «Даждь ми, Владычице, чистоту сердечную, простоту сердечную, сыновнюю доверчивость и преданность и любовь к Тебе всегда» (Моя жизнь во Христе. Стр. 195).
К молитвенной помощи взываю святителей Божиих - Тихона Задонского и Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Труды их являются добрым примером для нашего назидания, а творимые ими чудеса продолжают укреплять в вере немощные души.
Приношу глубокую благодарность всем, кто направил меня на путь монашеского служения. Родительнице моей обязан я тем, что в раннем возрасте познал Христа и ее молитвами еще в юности смог определить свое жизненное призвание.
Почивших наставников моих и сродников, старцев и стариц прошу Господа упокоить в селениях праведных. Их советы, дерзновенные молитвы и предсказания помогали мне правильно понять проявление Воли Божией.
Здравствующих духовных помощников пусть укрепит Господь силою Своею свыше.
C благодарностью обращаюсь к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию. С его благословения приемлю сей путь нового моего служения.
Приступая со страхом работать Господу, прошу Вас, Ваше Высокопреосвященство Владыка Иларион, молитвенно поддерживавшего меня в течении многих лет; Вас, Ваше Высокопреосвященство Владыка Кирилл, наставлениями и духовной помощью которого я пользуюсь все годы моего служения в Западно-Американской епархии; вас, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, имеющие особую благодать и вас, духоносные отцы, помолиться обо мне грешном, дабы служение мое было правым и вера не оскудела.
Прошу и вас, дорогие братья и сестры, поминать меня в своих молитвах. Пусть они послужат мне добрым подспорьем в делании и служении к которому ныне призывает меня Господь.
Шествуя за Христом, в назидание себе избираю Евангельские слова Апостола Павла: «Внимай в себя и в учение; занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4:16). Аминь.
Ниже предлагаем снимки чина наречения и последующего за ним всенощного бдения.
|